Библиотека on-line

Доклад, представленный на IX ежегодной конференции СКПА "Другой в психоанализе: от расщепления к дифференциации".

 

Credo:

A пoтому, Симплицио, или представь нам аргументы или подемонстритуй, но не неси нам больше тексты авторитетов, потому, что мы спорим о Мире данном в чувствах, а не сделанном из бумаги.
Галилео Галилей «Диалоги»
Dialogo dei due massimi sistemi del mondo (1632)

 

Могут ли Вселенная и Психоанализ взаимодействовать?

Легко увидеть, как Вселенная влияет на человека – солнце, галактики, непостижимо мощные силы Вселенной, процессы и их масштабы влияют на жизнь на Земле
Но когда один человек лежит на кушетке, а другой комментирует его речь, влияет ли это хоть как-то на звёзды и Мироздание?

(см. слайды доклада в приложенном файле)

 

Сталкиваясь с базовым понятием психоанализа мы понимаем установленное Фрейдом первоначальное разделение между внутренним и внешним возбуждением лежит в основе метапсихологии. Влечение представляет собой внутренние возбуждение и неустранимое напряжение, которое может пугать. Сложность и неясность влечения может приводить к тому, что внутренний соматический и внешний психический источники в нем объединяются. Т.о. влечение и движение влечения связывают источник, находящийся особенно глубоко в теле с объектом находящимся вне этого тела. (только это может потушить пожар, возникающий в самом этом источнике) Т.о. влечение предназначено для проекции (в неврозе).
В 1922 году Фрейд существенно дополнил понимание проекции. Неверно, что проекция обрекает меня на полное незнание реальности. Проекция имеет некоторую познавательную ценность и открывает некоторый доступ к истине. То, что проецирую на другого, несомненно, открывает мне что-то, относящееся к нему, субъект распознает нечто такое, что не знает эго объекта. Отелло не ошибается видя в Дездемоне некоторое увлечение Кассио. Изъятию здесь подвергается его собственное желание, направленное на Кассио. Отсюда вывод, что проекция может раскрыть нечто относящееся к объекту, а изъятию (форклюзии) подвергается желание самого субъекта, которое он проецирует. Другой здесь заключен в б/с субъекта.
Если «прожектор» (т.е. тот, кто проецирует) может, помещая свои собственные желания, прийти к некоторому достоверному знанию об этом объекте, то проекцию все же нельзя полностью отвергнуть; она стала способом познания. Можно привести фразу Клерамбо, адресованную страдающему бредом ревности: «Достаточно быть рогоносцем, чтобы не бредить!». Признать это – значит выдвинуть гипотезу о некотором сходстве или одинаковости «Я» и «Другого», потому, что проекция «Я» целиком сконструирована (хоть и подвержена изъятию) из б/с действительного респондента на уровне б/с «Другого» с другой стороны это также значит установить абсолютную альтернативу между познанием себя и представлением «Другого» как непознаваемого.

В отличие от нас, сконструированных из атомов, они состоят
из нейтрино. Но нейтринные системы нестабильны.

Из фильма Андрея Тарковского «Солярис»

Тема выступления и понятие, выбранное для определения пациентов, о которых пойдёт речь, отсылает нас к демаркационным процессам. Как ребёнок, воспитанный на советских фильмах, я при слове граница представлял себе доблестных пограничников, которые всегда успешно ловят нарушителей с помощью смелых подростков, получающих потом за это медаль. Но позже другие фильмы, книги, другой жизненный опыт предложили более сложное переживание и понимание явлений, связанных с границами. В психотерапевтической теории и практике понятием, усложняющим представление о границах, является проективная идентификация. Напомню, что идёт речь о процессе, когда Я-образы и образы объектов экстернализируются и проецируются на объект (на другого). Так как это обычно образы, носящие агрессивный характер, то объект начинает вызывать страх, и с помощью эмпатии его нужно контролировать. Любое взаимодействие, основанное на подобной проекции, вызывает естественно ответную реакцию другого. Агрессивное поведение пациента может побуждать у терапевта агрессивные чувства и поведение. Пациент как бы перекладывает агрессивную часть своего Я на терапевта, и в контрпереносе эта часть пациента появляется как бы изнутри терапевта.

Фрейдовской теорией бессознательного была поставлена под вопрос целостность человеческой психики. Фрейд обозначал термином «расщепление» прежде всего расчлененность психического аппарата на системы и на инстанции, а также раздвоение Я на наблюдателя и наблюдаемое. В работе «Скорбь и меланхолия» Фрейд описал разделение Эго, когда указал на «степень дифференциации», возникающей вследствие идентификации Эго с утраченным объектом. Исходя из такого объяснения меланхолии, Фрейд предложил концепцию разделения примитивного Эго на более поздние Эго и Супер-Эго. В дальнейшем понятие «расщепление» разрабатывалось Фрейдом преимущественно в связи с размышлениями о психозе и фетишизме. При фетишизме, по Фрейду, расщепление является способом существования двух защитных механизмов: отказа от реальности и отказа от влечений. Описывая расщепление Я (splitting), Фрейд стремился выявить процесс, отличный от вытеснения и возврата вытесненного.
Блейлер предложил понятие «шизофрения», обозначив основное патологическое явление при этом заболевании как «shisis». Расщепление при шизофрении Блейлер сравнивал с тем, в чем Фрейд видел специфику бессознательного: существование бок-о-бок независимых друг от друга представлений. Однако при шизофрении Блейлер обнаруживал изначальное ослабление ассоациативных структур (первичное нарушение мысли) органической природы, что приводит к множественной фрагментации психики.
Кляйн, работая с детьми, очень рано столкнулась с огромной значимостью различных форм расщепления и показала, что оно играет центральную роль в самых первых защитных маневрах Эго. Диалектика «хорошего» и плохого» объектов – средоточие теории Кляйн. Основой их взаимодействия выступает дуализм влечений к жизни и влечений к смерти. Хотя эти объекты имеют фантазматический характер, они являются частью психической реальности. Кляйн описывает их как «внутренние» части тела матери. Грудь – это первый расщепленный объект. Все частичные объекты подвергаются аналогичному расщеплению (пенис, фекалии, ребенок и пр.) Это относится и к цельным объектам – с того момента, когда ребенок научается их воспринимать. Интроекция и проекция хорошей или плохой версии объекта играет важную роль в развитии личности. Интеграция таких расщеплений в объектах в реалистическую форму различения становится ключевой особенностью детского развития. Абрахам, а за ним и Кляйн считали развитие Эго в целом основанных на изменениях, возникающих вследствие интроекции, а затем идентификации части Эго с новыми внутренними объектами.

fb

youtube