Библиотека on-line

Для вступления некоторые тезисы

1) Обидчивость - это активная деятельность. Человека невозможно обидеть, если человек не обижается.
2) Обидчивость и оскорбление связаны с нарциссизмом, и в некоторых субкультурах оно происходит постоянно.
3) Способность обижаться необходима, как и любая другая социальная деятельность. Она необходима для укрепления нашего нарциссического равновесия.

Наблюдение
Когда я думал о том, на что я в жизни обижался, тогда я обнаружил несколько фактов, которые можно обобщить:

Обиды пациента и обиды аналитика: человеческая ранимость как моральная позиция в психоанализе.

Имануэль Амрами,
Тель-Авивский Институт Современного Психоанализа

Слово обида не является психоаналитическим термином, вы не найдёте его в Психоаналитическом Словаре Лапланша и Понталиса; это слово, взятое из повседневного словесного обихода. Поэтому, на мой взгляд, есть немало смелости в том, чтобы посвятить конференцию анализу душевного явления, которое ещё не было систематически рассмотрено в литературе как разработанное техническое понятие. С другой стороны, это открывает перед нами возможность стать своего рода первопроходцами на территории, которая ещё почти не была исследована.
Кстати, Фрейд именно это и делал, брал простые общепринятые немецкие слова и превращал их в технические термины, которыми мы по сей день пользуемся, перенос-трансфер, катексис, сверх-я и т.д.
На немецком языке Фрейда слово обида это обычно Groll, что чаще всего переведено на английский в Стандартном Издании как resentment, или зачастую grievance. Иногда Фрейд пользуется в подобных случаях словом Erbitterung, т.е. огорчение. Есть случаи, когда переводчики и авторы, пишущие по-английски, прибегают к словам assault или insult, которые тоже означают обиду, но больше в смысле нанесённого оскорбления или унижения. Как видите, не так легко найти прямые эквиваленты русского слова обида в мировой психоаналитической литературе и не всегда ясно, какие термины искать в индексах профессиональных книг. Но и по-русски не так легко в точности определить оттенки значений этого слова. Я вижу несколько параллельных, тесно связанных друг с другом аспектов обиды: чувство, возникающее у обиженного в момент её переживания, сам акт нанесения обиды, его аффективный заряд и обиженное негодование, которое человек несёт в себе в продолжении длительного времени, что называется, затаив обиду.
Для начала вернёмся к профессиональной литературе:

Материнская привязанность, ранние объектные отношения и родительская рефлексивная функция

 

Хотите воспитать леди? Начинайте с бабушки.
Английская поговорка

Как стать достаточно хорошим партнером и родителем, если семья не предоставляет достойный пример решения этих важнейших экзистенциальных задач? Что способствует, а что мешает развитию способности любить и быть любимым, быть чутким и внимательным, любящими, заботливыми и ответственными по отношению к самым близким и дорогим? Почему так много рождается нежеланных детей, почему рождение ребенка у любящей пары бросает вызов отношениям и может становиться причиной болезненного кризиса? Почему "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Л. Толстой)" ?

Теория и практика психоанализа внесли существенный вклад в понимание закономерностей развития человеческих отношений: опыт клинического психоанализа и исследования привязанности свидетельствуют о том, что раннее взаимодействие с восприимчивой и удовлетворяющей потребности ребенка фигурой привязанности способствует развитию сбалансированных внутренних репрезентаций отношений с первичным объектом и внутренних рабочих моделей безопасной привязанности. Первичный психоэмоциональный опыт ребенка становится основой его сознательных и бессознательных фантазий о себе, первичном объекте и взаимодействии с ним. Именно опыт ранних объектных отношений создает основу для развития всей гаммы разноречивых чувств женщины по отношению к будущему ребенку. Если собственный опыт ранних отношений женщины, которая собирается стать матерью, был неблагополучен и сформировалась небезопасная привязанность или отмечались трудности в становлении полоролевой идентичности, остались не разрешенными сепарационные проблемы, тогда женщине, чаще всего, не удается справиться с амбивалентностью чувств к ребенку. Задача родительской пары - обеспечить ребенку первичный опыт телесного и эмоционального благополучия и взаимного телесного удовлетворения без и чрезмерных фрустраций и депривации. В тех случаях, когда пара неспособна выполнить эту задаыу - у ребенка впоследствии возникают нарушения психосексуального развития, ведущие к отсутствию позитивного образа собственного Я, нарциссической уязвимости, чрезмерной зависти к матери. У таких детей отмечается низкая самооценка и невозможность разрешения амбивалентных чувств, для них характерны проблемы идентичности.

Пройдя путь от учения З.Фрейда до разработок о ранних объектных отношениях, теории привязанности и психоанализа младенчества психоаналитический подход сыграл важнейшую роль в формировании современных взглядов на ранние отношения ребенк и на возникновение научного интереса к развитию взаимосвязи беременной женщины с будущим младенцем.

РЕЗЮМЕ

В этой статье я пишу о пациентах, во внутреннем мире которых я наблюдал особые отношения некоторых внутренних объектов.
В частности, я имею ввиду чрезвычайно интенсивную привязанность между внутренним ребенком и внутренним первичным, материнским объектом. Такого рода внутренние объектные отношения я определяю как "цепляющиеся" и собираюсь описать их последствия.
Моя гипотеза состоит в том, что отношения, основанные на цеплянии, являются следствием раннего травматического опыта, воздействие которого происходило преимущественно на непростом этапе психологического отлучения от груди, когда ребенок от всемогущего союза с матерью более активно и целенаправленно обращается к миру отдельных/сепарированных объектов.
В этом опыте первичных отношений недостаточное чувство защищенности и неадекватное контейнирование составляют основу травматических переживаний ребенка, который может испытывать невыносимые тревоги и страхи аннигиляции, связанные с чувством потери (утраты контакта) материнского объекта. В таких случаях следствием является развитие отчаянной потребности в цеплянии. При сохранении такой модальности отношений, интенсивное/беспокойное цепляние закрепляется и может стать существенной частью внутренних объектных отношений и оказывать влияние на всех последующих фазах жизненных циклов.
В течение всей дальнейшей жизни интернализованная модальность цепляния неизбежно вмешивается в отношения и связи с внешними объектами. В аналитическом переносе это представляет собой ригидную и тяжелую систему защит − сопротивлений, которая становится все более очевидной во время фаз более интенсивной регрессии.

***
Рассмотрим определенную систему примитивных защит, которую я называю "синдромом цепляния" и которая становится все более очевидной во время более продвинутой фазы некоторых случаев аналитического лечения.

План
A. К истории вопроса.
Б. Понятие Винникотта о холдинге и развитии от иллюзии всемогущего единства к разочарованию в психологическом отлучении от груди и структурировании потенциального пространства.
В. Возможные последствия травм, проявивших свое действие в этой деликатной фазе человеческого развития.
Г. Фрагмент наблюдении ребенка (T.Ogden ).
Д. Общие черты клинической картины некоторых моих пациентов, во внутреннем мире которых мы обнаружили интенсивное цепляние в отношении к первичному материнскому объекту.
Е. Некоторые технические замечания по лечению таких пациентов.
Ж. Цель :"Возвращение скрытого сокровища".

Резюме

Я расскажу о развитии человека – от почти тотального погружения и идентификации с окружением, с группой и её культурой, до перехода ко все более свободной индивидуальности. Я предполагаю, что это тесно связано с возрастающей потребностью в психологической помощи, с рождением психоанализа сто лет назад, а в последние десятилетия – с значительным развитием психотерапевтической практики во всем мире.
Я представлю некоторые соображения по поводу ряда фрагментарных данных, которые мне удалось собрать в областях, где я не являюсь экспертом (групп-анализ, история, антропология и т.д.).

Связь между группой и индивидом

Гениальный Лев Толстой ещё в 1863 году писал о групповом бессознательном в "Войне и мире":
"Есть две стороны жизни в кaждом человеке: жизнь личнaя, которaя тем более свободнa, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийнaя, роевaя, где человек неизбежно исполняет предписaнные ему зaконы.
Человек сознaтельно живет для себя, но служит бессознaтельным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей."

60 лет позже, в 1921 году Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ Я» отмечал, что:
«Мы должны сделать вывод, что психология групп является древнейшей психологией человечества; все, что мы, пренебрегая всеми признаками групп, изолировали как психологию индивидуальности, выделилось постепенно из древней групповой психологии, причем происходило это в ходе процесса, который, пожалуй, можно характеризовать как незавершенный».
И несколькими страницами далее:

fb

youtube